Платные дороги в России
Главная » 2013 » Апрель » 24 » Платные дороги в России
22:34
Платные дороги в России

Платные дороги в России

В Правительстве предполагается зафиксировать максимальную плату за проезд по платным дорогам. Аналитики считают, что платные дороги заинтересуют автомобилистов в том случае, если условия проезда по ним будут значительно лучше, чем по остальным дорогам. Сумма оплаты должна быть утверждена законом, проект которого внесен на рассмотрение в Госдуму 18-го апреля. Вместе с этим предлагается внести изменения в несколько федеральных законов, которые регулируют методику расчета и максимального размера платы за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования, создаваемым на основании концессионных соглашений.
Почти все платные дорог в России построены или реконструированы за счет средств, выделенных государством, все платные дороги имеют дублирующие бесплатные, которые значительно уступают по качеству и инфраструктуре.

Госкомпания "Автодор", которая занимается развитием в России платных магистральных дорог, планирует активно привлекать к строительству и частных инвесторов.

Сейчас проектов с концессионным участием всего два:
- это строящийся 18-километровый участок объездной дороги вокруг Одинцово и участок с 15-й по 51-й новой трассы Москва - Санкт-Петербург, который возводится совместно с французскими инвесторами. В обоих случаях их доля в финансировании составляет порядка 30%.

По действующим правительственным нормативам стоимость проезда по платной дороге в России не может превышать 1,5 рубля за километр, однако для инвесторов такое ограничение может оказаться невыгодным. Так, согласно уже утвержденному концессионному соглашению, стоимость проезда по участку трассы Москва - Санкт-Петербург должна составить 3 рубля 60 копеек. Учитывая, что в будущем таких проектов должно стать больше, а законодательство в этой сфере пока только совершенствуется, правительство решило четко разделить методику расчета стоимости для разных типов платных дорог и дать инвесторам больше свободы.
"В рамках проработки соответствующего проекта постановления правительства была выявлена необходимость дифференциации определения методики расчёта и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам, созданным на основании концессионных соглашений, и по остальным платным автомобильным дорогам", - говорится распоряжении правительства.
Далее в документе объясняется необходимость подобной дифференциации. В частности, там говорится, что в основу концессионного соглашения в части установления размера платы положен принцип проектного финансирования с обеспечением возвратности инвестиций. В соответствии с ним плата за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения и платным участкам таких автомобильных дорог "осуществляется в зависимости от инвестиционных затрат на создание платной автомобильной дороги и расходов на её эксплуатацию".
В правительстве признают, что существующий лимит цены в 1,5 рубля за километр для концессионных платных дорог нуждается в корректировке и "не обеспечит уровень доходов, позволяющий инвестору в полной мере возместить средства, вложенные в строительство и эксплуатацию объекта в соответствии с концессионным соглашением".
"Таким образом могут возникнуть трудности в привлечении частного капитала для создания и эксплуатации объекта дорожной инфраструктуры, - говорится в документе. - В этой связи был сделан вывод о целесообразности разграничения максимальных размеров платы за проезд по платным автомобильным дорогам, созданным в соответствии с концессионным соглашением, и для всех остальных платных автомобильных дорог".
Стоимость проезда по платным дорогам, построенным с участием инвестора, будет определяться в индивидуальном порядке с учетом инвестиционного соглашения и должна быть согласована с органами власти.
"В то же время в отношении остальных платных автомобильных дорог сохраняется норма об установлении единого максимального размера платы за проезд по таким дорогам, который будет рассчитан с учетом социального подхода", - отмечается в документе. То есть
цена проезда по обычным платным дорогам должна остаться неизменной.
"В нашей стране процесс формирования законодательства в области государственно-частного партнерства (ГЧП) проектов начался несколько лет назад. Принятие этого законопроекта - очередной шаг по созданию полноценной законодательной базы в этой области, - сообщила "Газете.Ru" представитель ГК "Автодор" Екатерина Варенова.
"Максимальный уровень тарифов в 1-1,5 рубля, о котором говорится в постановлении, сейчас установлен в утвержденной правительством программе деятельности ГК "Автодор". Он касается проектов, которые государство реализует за собственные средства, - подтвердили в ведомстве. - В то же время автомобильные дороги строятся и будут строиться в рамках концессионных соглашений".
В таких проектах инвестор берет на себя обязательства построить и в течение 30 лет содержать автомобильную дорогу, а инвестиции ему возвращаются в виде платежей, собираемых за проезд по дороге.
В данном случае ограничителем для установления тарифа является не социальный фактор, а экономический: если тарифы будут слишком высокими, автомобилисты по этой дороге просто не поедут, ведь в соответствии с законодательством у платной дороги должна быть всегда бесплатная альтернатива. В то же время "социальный" тариф в размере 1,5 руб. за километр не сможет обеспечить концессионерам возврат инвестиций. Тарифы на проезд по дорогам, построенным концессионерами, устанавливался и будет устанавливаться, исходя из экономической целесообразности, и закрепляться в концессионных соглашениях".
"Автовладельцам необходимо предложить выбор, жесткие требования по оплате неминуемо повлекут отторжение системы платных дорог, - заявил "Газете.Ru" директор департамента маркетинга компании "Автолокатор" Глеб Славутский. - Например, в Европе каждая платная магистраль регламентирована директивой 2006/38/EC, которая гарантирует свободное движение и налаженную инфраструктуру в виде мест отдыха, АЗС через каждые 20 км, защитой от бокового ветра и так далее. Параллельно им построены дублеры - более узкая и медленная трасса, проходящая через населенные пункты".
По его словам,
на сегодняшний день стоимость одного километра платных дорог в Европе составляет в среднем 8 евроцентов (3,2 рубля).
Самые дорогие дороги в Великобритании (не входит в ЕС) - 18 евроцентов (7,2 рубля). Наименьшая стоимость и равноценная российским расценкам в Норвегии - 4 евроцента (1,6 рубля). Однако качество дорожного покрытия и инфраструктуры в разы превышает российские.
"Платные дороги в России, несомненно, нужны, но, во-первых, необходимо разработать либо принять существующие стандарты строительства подобных магистралей и создания инфраструктуры. Во-вторых, установить адекватные цены.
Для России оптимальная стоимость одного километра колеблется от 1 до 2 рублей. Максимум - 3 рубля.
Больше автовладельцы просто не готовы платить", - отметил Славутский.
Депутат от "Единой России" и глава движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков считает, что предложенная правительством инициатива является неуместной: повышение тарифов может спровоцировать отказ автомобилистов от езды по платным трассам, это подтверждают расчеты и прогнозы.
"От полутора до трех рублей - приемлемая цена, на которую пойдут и перевозчики, и обычные автовладельцы.
Все, что выше, попросту не будет востребовано. Поднимут цену - вообще ничего не соберут, а дороги будут пустыми стоять", - считает депутат.
Лысаков считает, что российские автомобилисты готовы к платным дорогам, но все дело в цене и условиях дороги. "Если там скоростной режим будет 130 километров в час и гаишники не будут по кустам прятаться и будет достаточное количество заправок и туалетов, тогда, конечно, лучше человеку "с ветерком", спокойно, не тратя нервы на общение с ГИБДД или поиски туалета, - считает он. - И перевозчики пользоваться будут - сейчас ведь у нас время перевозок самое большое в Европе, та же Белоруссия нас по этому вопросу обошла".
В феврале 2010 года правительство утвердило программу деятельности госкомпании "Автодор" до 2015 года. За эти годы на нее потратят около 1,5 трлн рублей. Должно быть построено 537 км новых дорог и отремонтировано еще тысяча километров - за проезд по этим участкам после введения в эксплуатации будут брать плату. В распоряжение государственной компании уже переданы первые федеральные трассы общей протяженностью в 2,5 тысячи километров. В целом в ближайшие десятилетия в ведение ГК "Автодор" планируется передать 18 тысяч километров автодорог. Общая сумма расходов на программу составит 1,57 трлн рублей.
Справка:
Как ранее сообщал Минтранс, на участках нового выхода на МКАД с М-1 "Беларусь" Москва Минск и скоростной автомобильной дороги Москва Санкт-Петербург на участке 15-й км 58-й км средний размер платы за проезд легковых транспортных средств составил на 1 января 2012 г. 6,8 рубля за 1 км. Это минимум вдвое дороже среднеевропейских расценок за проезд по платным дорогам. Для сравнения: самая дорогая трасса в ЕС 623-километровое шоссе Реймс Шамони. В пересчете на российскую валюту плата менее 2 тыс. руб., или 3,2 руб. за километр.

По материалам : Газета.Ru

Категория: Новости | Просмотров: 1491 | Добавил: admin | Теги: платные дороги
← Загрузка файлов Таблица стилей (CSS) →